Show more

10 правил, как принять обратную связь

В бизнесе обратная связь, это нечто иное, как способ коммуникации с клиентом, партнерами. Если бизнесмен не будет давать обратную связь, то доверие к его бизнесу резко упадет. Из истории известно немало случаев, когда вполне преуспевающие бизнесмены вмиг оказывались в неудачниках из-за того, что не было фидбека (это англоязычный вариант значения «обратная связь»).
Пошерить статью
Схемы обратной связи

Обратная связь может быть, как положительная, так и отрицательная. В любом случае принято рассматривать три вида фидбека:

  • мотивирующая негативная;
  • нейтральная конструктивная;
  • мотивирующая позитивная.

В каждой ситуации нужно дать ответ, даже если он не будет устраивать обе стороны в части логического решения. Рассмотрим ниже 10 правил, как правильно принимать фидбек.


Думаем о том, зачем и что мы хотим сказать собеседнику

Возьмем к примеру банальную ситуацию, где сотрудник вечно опаздывает на работу. Здесь нужно провести беседу с сотрудником, скорректировать его дисциплину и дать важный посыл того, что его опоздания ничего хорошего не несут ни для него, ни для компании в целом.


Думаем о том, кому мы говорим

Каждый человек индивидуален по-своему. Тяжелей всего приходится тем, кто занимается приемом на работу соискателей. С одной стороны человек не устраивает работодателя, но слишком резкое «нет», может навредить не только самому соискателю, но и имиджу компании. Тому, кому вы отказали, может в итоге оказаться «крепким орешком» и испортить имидж вашего предприятия.


Подбираем правильную интонацию

Здесь нужна тренировка и еще раз тренировка. Интонацией мы говорим человеку свои мысли и действия. Даже если вас все не устраивает в претенденте, нужно выбрать спокойную интонацию и как можно верно поменять смысл сказанного. Например, нужно сказать «вы не глупый человек», вместо «ваш профессионализм не тот».


Подбираем условия


Положительный фидбек лучше всего давать при свидетелях. Это означает высокое доверие к вам. Если хотите дать нейтральную или отрицательную оценку, озвучивайте это наедине с претендентом на работу. Если вы точно знаете, что беседа будет неприятной для одной из сторон, создайте комфортные условия для сообщения, и лучше всего это делать наедине.


Выслушиваем человека

В любой ситуации, даже если это хороший или плохой специалист, дайте ему высказаться. Не ограничивайте его во времени. Лучше всего его выслушать до конца, и тогда можно озвучивать свое решение. Если вы прерываете монолог человека, то это уже будет некорректно с вашей стороны.


Используем технику «бутерброд»

Многие задаются вопросом, неприятный факт говорить сразу или потом. Нет, и еще раз нет! Используем для этого методику «бутерброда». Сначала делаем комплимент собеседнику, после этого уточняем какие моменты может делать претендент хорошо, а после этого переходим к конструктивной критике. Ну и напоследок, конец разговора должен быть на позитивной ноте.


Будьте всегда конструктивны

Никогда не оскорбляйте человека, даже если он вам неприятен на все 100%. Если нужно понизить самооценку выступающего, всегда используйте конструктивную критику, без перехода на личности. Указывайте только те негативные факты, которые действительно были замечены в работе специалиста. Оскорбляя человека, даже если он не прав на 100%, вы понижаете свою значимость в глазах окружающих.


Давайте фидбек как можно быстрее

Ждать ответ неделями, месяцами, это самое худшее что может быть. Если нужно время для анализа, скажите, что ответ будет дан вскоре, но помните, не нужно это «вскоре» растягивать на недели и месяцы. В идеале лучше всего ответ дать сразу, но, если потребуется анализ, тогда постарайтесь уложиться в разумные сроки. Если вы сейчас уверены в том, что человек неправ на все 100%, но нет конкретики, отложите ответ на время. Посидите, обдумайте решение, после этого давайте фидбек, не затягивая со временем.


Помним о цели фидбека


Некоторые руководители делают банальную ошибку, превращая обратную связь в некое подобие «пресс-конференции». Не забываем о цели фидбека, и только в рамках возможного даем ответ на вопрос, по существу. Это относится как к одному человеку, так и для коллектива. Если вам нужно повысить дисциплину всей компании, давайте фидбек по этому вопросу, ничего другого не «привязываем». Для решения других вопросов можно провести полномасштабное собрание.


Вежливость всегда остается вежливостью


В какой бы ситуации вы бы не находились, нужно быть предельно вежливыми, даже если вам человек неприятен. Если перед вами противник, не нужно ему высказывать все в лицо, начните и закончите диалог на вежливой ноте.

Для того, чтобы дать хороший фидбек, лучше всего выработать собственные правила, которые будут обязательны для всех членов команды. Тренинги по обратной связи помогают понять ошибки и успехи каждого человека, который будет брать на себя обязанности по организации фидбека.