Show more

Что такое задачи по Смарт (SMART)

Человек в повседневной жизни сталкивается с разнообразными задачами, в том числе стратегического, повседневного или рабочего типа. Решение кейса или выполнение проблемы по сценарию руководителя позволяет упростить принятие решения, где обычно для этих целей используют сценарии СМАРТ или SMART. Для работника, который не первый год работает на предприятии, решение задач по методике SMART не доставит трудностей. Для начинающего или стажера, выполнение задачи по методике СМАРТ будет трудной по объективным причинам.
Пошерить статью
Как это работает на практике

Возьмем ситуацию, когда вы стажер, приходите на работу, и руководитель дает вам поручения. Приближается лето, время отпусков и отдыха, и руководитель дает вам первое задание.

Напишите пожалуйста пост, а лучше три, где в зажигательной форме и в духе нашего бренда нужно повысить лояльность покупателей.

Проходит время, вы пишите посты, и руководитель сообщает (через несколько часов).

Ой, у меня для тебя новое задание! Нужно посмотреть динамику продаж электрических чайников. Нам нужно подготовить презентацию для руководства.

Вы погружаетесь в работу, делаете слайды, целый день у вас время уходит на подготовку презентации, о чем вы так усердно заработались в Power Point – цифры, графики и т.д. Руководитель ваш в конце концов решил подойти к вам и узнать, как обстоят дела.

Зачем так много слайдов вы сделали? Мне нужны были цифры, а слайды у нас есть, мы их делали 5 или 10 лет назад. Как там у вас дела с постами?


Вы грустно смотрите на начальника. Откладываете презентации, пишите посты, изучая как они были оформлены в группе ВКонтакте и делаете точно также. Ваш руководитель снова недоволен, типа зачем вы написали точно так же по образцу, как и в ВКонтакте.

Чтобы понять в чем суть проблем, была придумана технология SMART. Конечно, ваш руководитель в чем-то неправ, но, если бы вы изначально начали работать по указанной методике, ошибок и недопонимания можно было бы избежать.


SMART – основа для принятия решения

Чтобы понять суть задачи, нужно понять, что SMART преследует конечную цель – добиться желаемого результата не в ущерб интересам предприятия.


  1. S или Specific. Конкретика. Обозначаем конкретные действия по решению 1 проблемы. Уточняйте цель, например, вам говорят нужно «раскрутить» торговую марку зубной пасты, это не значит, что нужно «провести маркетинговую программу».
  2. M или Measurable. Измеримость. Определите для себя точный параметр измерения задачи. Например, написать 1 пост или добиться просмотра 100 тысяч в ВКонтакте.
  3. A или Attainable. Достижение. Какие ресурсы вы имеете для этих целей. Например, написать или напечатать книгу за 1 день или 1 неделю, предусматривают разные способы достижения целей во временном пространстве.
  4. R или Relevant. Актуализация, определяем актуальность запроса для поставленной задачи. Например, написать пост в Одноклассниках не имеет актуальность, если вам нужно написать пост, скажем в Facebook.
  5. T или Time Based. База времени. Определяем реальные сроки, когда вы можете выполнить одну задачу. Это может быть 10 минут, 1 час, 1 день, 1 неделя, 3 месяца, полгода или 1 год. Базу времени определяем из реальных возможностей, а не с учетом «успею все сделать».
Казалось бы, ничего сложного в этом нет, но почему тогда руководитель не может понять, что я не смогу эти задачи выполнять одномоментно. Для этих целей по задачам решений SMART существует специфика, включающая 6 блоков решения каждой проблемы по отдельности.

  1. Контекст. Суть и важность на текущий момент.
  2. Критерии успеха. Какая задача принесет выгоду быстрее.
  3. Пространство решений. Инструменты, которые помогут оперативно решить задачу, или эти инструменты, наоборот, затягивают проблему на неопределенное время.
  4. Ограничение для пространства решений. Необходимо учитывать, реально ли выполнить задачу в целом, или можно ограничиться частичными результатами.
  5. Заинтересованность сторон. Кто и в какой степени будет заинтересован в решении проблемы, поставленной перед вами руководителем.
  6. Ключевые источники информации. Необходимо понять, откуда вы будете получать сведения для решения поставленной проблемы.
Теперь вернемся к нашим постам и к нашим электрическим чайникам. По сути, ваш руководитель не определял времени подготовки для презентации, но акцентировал внимание на посты. Значит делаем так.

  1. Посты пишем в течение 1 дня.
  2. Презентацию для чайников подготовим в течение 1 недели.
Таким образом, вы показываете сначала результат по постам, поскольку они были первоочередными, а на презентацию электрочайников говорите руководителю, задача в разработке требуется время для ознакомления информации по старым базам, и вы готовите новый вариант для качественной подготовки презентации. Этим вы сможете убить сразу двух зайцев – выполнить качественно первую задачу и информировать о подготовке презентации в тот же день, и по возможности, уточните сроки исполнения задачи.