Рассказываем об успехах без лишнего фанатизмаКогда мы слушаем восторженную речь человека, даже если он утверждает, что о чем он говорит имеет высокую ценность и на это нужно обязательно обратить внимание. Первым делом, мы пытаемся понять у собеседника, есть ли какие-то доказательства того, что его утверждения будут верными. Второй момент, даже если собеседник говорит утвердительно, и предоставляет доказательства, мы скромно и настороженно обращаем внимание на тех, кто это правило умышленно нарушает. Как только мы почувствуем, что собеседник начинает перегибать палку, врать, тогда становится ясно, что он врет «не моргнув глазом». Претенденту на новое место работы нужно будет научиться лавировать перед бахвальством и самопрезентации. Но, в самую первую очередь нам нужно будет бороться со своей скромностью и стеснением. К слову, наши родители за это очень хвалили в детстве, сейчас такое будет неуместным перед работодателем на собеседовании.
Как правильно хвалить себяЕсли вас в детстве не научили хвалить самого себя, то во взрослой жизни возникают проблемы. Хвалить нужно самого себя, но нужно уметь это делать правильно и красиво. Иногда можно наблюдать такую картину, где руководитель компании приписывает себе успехи наемного работника, при этом не упоминает его нигде. В других компаниях успехи сотрудника умышленно замалчивают, считая ненужным хотя бы просто поговорить с человеком и выразить благодарность. Даже если человек работает сам на себя, он должен где только можно хвалить себя и свой талант.
Есть так называемый синдром самозванца, и искусство самопрезентации предусматривает использования такого элемента на собеседовании перед работодателем. У синдрома самозванца есть характерная черта, успехи собеседник рассказывает, как внешние причины, а не вызванные собственным трудолюбием. То есть, внешние факторы были определяющими для успеха, а личностные характеристики играли меньшую роль.
Иногда можно определить такую линию самозванца, он считает, что на своей прежней работе он оказался случайно, и только некие внешние силы вынудили его совершить головокружительную карьеру. Самозванец в корне обесценивает свои успехи, и не считает, что он приложил какие-то усилия для своего успеха.
Кто придумал «синдром самозванца»Принято считать, что этот термин появился благодаря ученым Паолину Клансу и Сьюзенн Аймс в конце 1978 года. Ученые проводили исследования в отношении успешных женщин, и заметили одну странность. Такие дамы считали, что профессиональные успехи у них были, но окружающие чрезмерно переоценивают их вклад в развитие. В 1999 году точно такое исследование проводили Дэвид Даннинг и Джастин Кюргер из США. Они неожиданно для всех выявили, что ряд некомпетентных кадровых сотрудников имеют закономерную склонность преувеличивать собственные успехи, а профессионалы наоборот, умалчивают свои достижения, не говоря о них вслух. Такой эффект был вызван тем, что низкоквалифицированные кадры не замечали собственных ошибок и не видели глубины своей некомпетентности. Интересно, что такие некомпетентные специалисты уверенно себя чувствовали на собеседовании, и считали, что они могут быть победителями при выборе кандидатов. По сути, срабатывало своеобразное искусство самопрезентации тех, кто в реальности имел низкую компетентность в своей специализации.
Есть проблема, выстраиваем решениеЧтобы ваш рассказ выглядел убедительно для работодателя, нужно использовать цифры, факты. Что можно посоветовать вам в этом случае? Если у вас имеются факты, в виде распечатки графика, диаграммы о ваших успехах, вы можете принести такие сведения на собеседование. Если рассказывать о ваших успехах с точки зрения бизнеса, то лучшего всего привести факты, какие обстоятельства повлияли на реализации поставленной цели. Одним словом, нужно каким-то образом выразить факты о вашем успехе. Обычно результатом успеха принято считать денежное выражение. Например, ваши идеи в бизнес-решениях привели к тому, что произошло увеличение прибыли, появился новый сегмент продаж.
Иногда бывает так, что нужно донести до собеседника документальные или иные факты о вашем успехе, причем он просит это сделать на основании показателей собственных достижений. В таком случае нужно разработать такой план, сначала создаём проблему, а потом показываем, как вы ее решали.
- Как проблему, задачу вам приходилось решать?
- Какие средства, инструменты или иное были у вас для решения проблемы?
- Какой критерий, вариант решения проблемы вы использовали, была ли у вас идея?
- Какой итоговый результат вы получили?
Такой рассказ трудно называть бахвальством, но если вы используете метод «проблема-решение проблемы», тогда у работодателя возникнет заинтересованность в ваших действиях. В дальнейшем искусство самопрезентации поможет вашему работодателю представить вас как успешного специалиста в своей сфере и ваша новая команда будет заинтересована в ваших талантах.
Хвалим себя, но не перехваливаемТеперь давайте ознакомимся с советами психологов, как нужно хвалить себя, но при этом не перехваливать.
- Человек доверяет больше утверждениям, чем пустословным сравнениям. Лучше сказать, что я «хороший», чем «я всегда был лучше других».
- Чрезмерно ложная скромность человека раздражает людей больше, чем самое глупое бахвальство. Нейтральные ответы сработают намного эффективней, чем неуместные шутки. Не нужно говорит, что у вас сегодня «третье собеседование» или что-то в этом роде.
- Одно хвастливое замечание будет к месту, но не всегда. Если вы случайно перехватили себя, и резко сменили тему, тогда у собеседника возникнет вопрос о вашей компетенции по специализации. Если вы все-таки случайно перехватили себя, сделайте какой-то отвлекающий маневр, который никто не заметит, иначе к вам будет утрачено доверие.
Точно также используем искусство презентации в хорошем резюме. Не нужно писать обобщающие сведения, формальные фразы. Лучше всего используйте цифры и факты. Если данных очень много, тогда можно будет дополнить информацию, что дополнительную базу данных вы предоставите при прохождении собеседования. Если вам совсем тяжело сформулировать цифры в резюме, попросите хорошего автора подготовить для вас самопрезентацию.