Show more

Как давать и получать обратную связь

Мощным инструментом, помогающим в профессиональном росте специалисту является обратная связь. Наличие фидбека помогает быстрее приходить к поставленной цели. Даже у профессионала есть свои недостатки, например, синдром «самозванца» не дает корректно оценить эффективность обратной связи. То есть, руководитель «самозванец» поставил задачу, и ждет от исполнителя обратной связи. Исполнитель в свою очередь впадает в ступор, и не знает, как грамотно действовать в указанной ситуации, где «самозванец» дал задачу, а как дать обратную связь он не имеет представления.
Хочешь построить карьеру мечты?
Подпишись и получай подборку лучших вакансий на рынке и полезные материалы от ведущих HR
Общие рекомендации как давать обратную связь

Давайте на примере коллектива при выполнении командной работы разберемся, как лучше всего давать обратную связь. Наличие какой-то коммуникации позволяет избежать ненужных конфликтов.

  1. С каким человеком вы не работали бы, всегда выделяйте в нем его хорошие черты качества. Определите сильные черты, похвалите его.

  2. Используйте метод конструктивизма при оценке работы. В каждой работе бывают недочеты и ошибки. Не нужно сразу подвергать критике эти недостатки. Лучше всего уважительно укажите на ошибки, подсказывая при этом свой формат, как можно улучшить работу. Если это возможно, подкрепите ваши слова действиями, например, ссылками в интернете на аналогичную работу.

  3. Помогаем решать проблему. Иногда у человека бывает такая ситуация, когда все возможные решения были приняты, а результат плачевный. Обратная связь здесь должно быть не только сочувствующей, нужно подсказать, где можно найти ответы, как подступиться к проблеме. Всегда подталкивайте человека к тому, чтобы он правильно принял решение для своей трудной проблемы.

Отсутствие фидбека с вашей стороны создает дополнительные препятствия, и человек не может найти решение проблемы, а, следовательно, падает ваша репутация в глазах окружающих.


Какие принципы есть для эффективной обратной связи

Существует несколько принципов, по которым оценивается шкала обратной связи. Некоторые считают, что фидбек нужно давать немедленно по проблеме. Кто-то предпочитает давать ответ реже, пока не разберется детально, в чем заключается проблема.

  1. Помним о цели. Главная задача любой цели – помочь человеку детально разобраться в ситуации. Не нужно на ошибки указывать открытым текстом, критиковать. Лучше всего займите тактику помощи по улучшению структуры работы. Такая методика фидбека будет организовывать и развивать человека, а не демотивировать его действия.

  2. Уважение к собеседнику. Даже если собеседник в чем-то не прав, не нужно проявлять снобизм, а тем более агрессию. Уважительно и доброжелательно указываем на ошибки.

  3. Используем конкретику. Если хвалим человека, указываем за что конкретно вы его хвалите. Если нужно уложить собеседника «на костыли», также приводим аргументы, но без снобизма. Даже если есть 100% вероятность того, что человек не прав, исключайте фразы типа «это единственное решение».

  4. Проявляем объективность во всем. Когда вы говорите собеседнику по обратной связи, нужно не только утверждать вашу правоту, но и подкреплять объективными данными по проблеме или задаче. Это могут быть ссылки на законы, документы нормативного характера, иное.

  5. Оцениваем предмет работы, а не человека. В обратной связи по предмету работы нужно опираться на сам рабочий процесс, а не на человека. Оценивая субъект рабочего процесса, исключите критику или упоминаете, типа «Ты это сделал», «Ты это понимаешь», «У тебя тут есть проблема», «Я вижу решение твоей задачи именно так». Никогда не переходите на личности, при детализации результатов работы объекта.

  6. Подталкиваем человека к действию, но не говорим правильное решение. Если вы уверены в том, что человек может самостоятельно решить проблему, но он сейчас в затруднении, не пытайтесь ему сказать, что эту задачу решит кто-то другой или вы. Да, вы знаете верное решение, но старайтесь подталкивать собеседника к самостоятельному варианту поиска ответа на задачу. Давайте наводку на решение проблемы, но не нужно самостоятельно говорить, что вы знаете как решить задачу.

Наличие обратной связи всегда помогает принять достойное решение по проблеме, даже если она трудноразрешимая. Отсутствие фидбека, наоборот вызывает недоверие к вам, и человек считает, что он в этом коллективе «ничтожество». Помните, похвала расслабляет человека, а критика уничтожает его самооценку. Для каждого случая нужно дать четкий аргумент, который помогает человеку понять, куда ему двигаться дальше. Многие руководители делают роковую ошибку – боятся давать обратную связь сотруднику, мотивируя это тем, что боятся навредить своими ответами. Фидбек – это лучший инструмент взаимодействия, который помогает двигаться команде в правильном направлении.
Хочешь построить карьеру мечты?
Подпишись и получай подборку лучших вакансий на рынке, приглашения на карьерные ивенты и полезные материалы от HR