Show more

Как писать сопроводительное письмо

При составлении резюме очень часто встречается такое требование, написать сопроводительное письмо. Это требование появилось сравнительно недавно, но большинство претендентов не до конца понимают, зачем эта функция нужна, если есть готовое резюме. Как правило, это обычное информационное письмо, которое должно быть кратким и содержать конструктивные данные, которые не указаны в основном резюме.
Пошерить статью
Структурирование письма для резюме

Любой профессиональный HR-специалист обращает внимание на текст сопроводительного письма, и только после этого приступает к анализу содержимого. Аналитики, проводившие опрос, отметили такой интересный факт, около 36% HR-менеджеров отказывали претендентам из-за некорректного или неправильного составления письма. Казалось бы, резюме составлено на «отлично», но какое-то «сопроводительное письмо» может поставить крест на вашей будущей работе. Общих рекомендаций по объему сопроводительного письма не существует. Но, некоторые сервисы по поиску работы, при онлайн-заполнении резюме самостоятельно устанавливают ограничения, например, текст должен быть не более 2000 знаков.

Непосредственная структура сопроводительного письма должна выглядеть примерно такой.

  1. Оформляем приветствие. Текст должен начинаться с обращения «Уважаемый (пишем имя / должность». Можно начать текст так: «Имя, добрый день». В англоязычных вариантах письмо начинают так: «Dear/name/». Если вы имени менеджера не знаете, то можно начать с простого приветствия.

  2. Основная часть текста. Здесь нужно соблюдать 5 основных пунктов.

  • Укажите на какую должность вы претендуете. Это требование важно, если вы отправляете письмо на E-mail работодателю. На сайтах по поиску работу, этот текст высвечивается в форме письма автоматически.

  • Кратко объясните, почему вас заинтересовала вакансия. Это может быть интересный и инновационный продукт, новые функции, иные интересные задачи и т.д. Эта часть обращения должна быть мотивационная.

  • От мотивационных параметров плавно переходим к описанию вашей практической деятельности, то есть к тем сведениям, которые не указаны в основном резюме, но будут полезны вашему работодателю.

  • Снова напоминаем кратко о мотивации вашего выбора, которое вы указали в пункте 2, но, учтите, нельзя повторять то же самое в завершающей части.

    3. Прощание. Если вы пишите на английском языке, пишем «Best regards», на русском языке- «С уважением имя, фамилия!». В этой части дублируем ваши контактные сведения (телефон, e-mail, соцсети)

Обратите внимание, что все пункты, кроме 2.3 это выработанные временем клише, которые создавались успешными кандидатами не один десяток лет. Все информационные данные должны быть краткими, и обязательно нести важную мысль. На каждую позицию отводите по одному-два предложения, делайте отступы для новых абзацев.


Секреты удачного написания сопроводительного письма

Менеджеры сегмента HR ценят свое и ваше время. Если вы напишите сопроводительное письмо, которое нужно читать более 1 минуты, то учтите, что ваше резюме HR-менеджер отложит в сторону, каким бы красивым оно не было. Менеджеру нужно потратить 10 секунд на прочтение письма, чтобы дать обратную связь. Поэтому, вам нужно писать такой текст, который нужно прочитать за 10 секунд, в крайнем случае 15-20 секунд, не более.

  1. В большинстве случаев мы не знаем имени менеджер, поэтому пишем простое приветствие. На сайтах по поиску работы есть обратная связь с HR-менеджером, поэтому его имя в поле сопроводительного письма будет подставлено автоматически.

  2. Деловой стиль описания должен быть выдержан полностью. Используйте простую и четкую терминологию для описания, упрощенный формат структуры. Не нужно писать сложные по структуре придаточные и сложноподчиненные словосочетания и предложения.

Достаточно использовать эти 2 секрета, тогда HR-менеджер обратить внимание на ваше резюме.


Типичные ошибки

Как указывалось, выше, в 36% случаев, если есть сопроводительное письмо, HR-менеджер откладывает его. Основные причины.

  1. Письмо составлено по шаблону. У менеджеров есть практический опыт, и шаблонные записи его не заинтересуют.

  2. Нет смысла в описании дублировать ранее описанный опыт, другими словами. Никто не будет читать два раза одну и ту же информацию, даже если она написана, другими словами.

  3. Креативный подход и юмор будут уместны, если ваш будущий работодатель будет входить в число тех 5% предприятий мира, которые оценивают такой стандарт коммуникации. В идеале, нужно вообще отказаться от юмора, и креатива.

Идеальная структура письма, емкая информация, стилизованность под тренд компании, - все это будет интересно HR-менеджеру. И самое главное, вам нужно будет сфокусироваться на интересах выбранной компании, а не на персональном интересе. Если вы эти моменты учитываете, то ваше сопроводительное письмо и резюме не останутся без внимания.