Вместе с этим, ситуативное обучение кейсами имеет собственные независимые признаки, в частности:
- Студенты рассматривают определенную бизнес-модель, с учетом дискретного времени и социально-экономических характеристик.
- Решение вырабатывается коллегиально. Мнение группы студентов также учитываются при выработке итогового мнения.
- Команда предлагает несколько путей решения проблемы, но из озвученных выбирают, по их мнению, только один верный.
- Целевая оболочка обсуждения в команде должна быть одна, нельзя использовать разные цели (не путать с методами).
- В ходе обсуждения эмоциональный компонент присутствует и приветствуется.
В завершении всего этого, преподаватель направляет слушателей для выработки и озвучивания одного верного решения по кейс-методу.
Подготовительный этапПреподаватель как организатор и одновременно как оценивающее лицо осуществляет подготовку в реализации кейс-методов.
- Определяются факты и характеристики взаимоотношений участников, задействованных в реализации кейс-метода.
- Моделируется конкретная ситуация, с началом, с путями развития, и общим итогом.
- Определяются вопросы, а также возможные аргументы (контраргументы), которые служат своеобразным указателем для движения студентов в верном направлении.
- Разработка домашнего задания для участников.
- Выработка шкалы оценивания познаний как для одного участника, так и для команды в целом.
Ученики и студенты выполняют на данном этапе задания, необходимые для перехода на следующий уровень.
Реализация кейс-программыФормат реализации выбирают участники самостоятельно. Иногда бывает трудно понять, какой тип кейс-метода нужно озвучить в итоге. Преподаватель может в домашнем задании ненавязчиво указать типологию реализации кейс-метода. Можно внедрить на начальном этапе сбить с толку участников, чтобы они в конечном итоге самостоятельно сообразили, что от них требуется в конечном итоге. Для этого можно использовать психологическую константу, эмоциональный контекст, социальные характеристики, психологические фактор. Допускается, и даже поощряется создание ряда ложных моментов, которые требуют от участников самостоятельного определения, какой вариант решения следует выбрать по поставленной задаче.
Диагностика кейс-методаРазбор ситуации предусматривает решение проблемы на трех этапах.
- Указывается описательная часть реального положения дел с объектом, с указанием действующих параметров.
- Определяется каким должен быть объект, с учетом конкретных параметров.
- Сравнительная оценка, то есть определение реального и возможного состояния объекта, с учетом конкретных параметров.
Если не удается уточнить ни одного критерия по диагностике, то есть предпосылок, практическая часть должна быть продолжена.
Выработка альтернативных решенийЭто, пожалуй, самая сложная часть для преподавателя, поскольку он должен оценить реальную образовательную и подготовительную часть школьников и студентов. Конечная цель – команда определяет одно решение, которое, по их мнению, верное, но использует для этого несколько вариантов. В противном случае эффективность кейс-методологии будет сведена к нулю.
- Преподаватель может мотивировать участников на группу.
- В аудитории создается атмосфера, где каждый высказывает свое мнение по проблеме.
- Производится оценка знаний и умений по озвученным решениям.
- Преподаватель может стимулировать умственные способности своих учеников.
- Можно поддерживать учеников на изучение разных учебных тематик.
- Осуществляется анализ того. Чего добилась команда или ее отдельный участник.
- Проверяется на практике, как был усвоен материал.
- Формируется креативное мышление к усвоенному материалу, а также вырабатывается дедукция.
Альтернативные решения будут стимулировать студентов на выработку нестандартных, но в то же время верных решений по проблеме.
Завершающий этапПреподаватель, студенты и школьники подходят к завершающему этапу. В этом случае предусмотрено несколько вариантов реализации итогового решения.
- Команда предоставляет преподавателю краткое резюме, если иное не предусмотрено методологией.
- Можно задать дополнительные вопросы, которые ранее не были озвучены и решены.
- При необходимости, можно предоставить новые данные, о которых не знали участники метода.
- После предоставления общих, новых данных, ученики предоставляют подробный отчет по выработке решения по бизнес – стратегии.
Такой кейс-метод многократно повышает образовательный процесс, особенно для студентов, которые через некоторое время будут работать по своей специальности.
Преимущества кейс-методаГлавное преимущество кейс-метода заключается в том, что студент научится работать в команде, и поймет, что его мнение тоже будут учитывать при выработке общего итогового решения. Методология позволяет раскрыть талант «тихонь», которые раньше не проявляли себя, особенно на уроках и занятиях. Преподаватель со стороны может оценить способности каждого студента и объективно дать оценку того, какими знаниями обладает ученик. Для студента это первый практический опыт, где он в последующем может на практике применять свои знания, работая в бизнес-структуре.
Недостатки кейс-методовОдин из минусов, который характерен для российской действительности, это слабая научно-техническая база. Студентам приходится искать проблемы «на ощупь», когда есть четко смоделированная ситуация. Второй минус для кейс-методов, это незаслуженное пренебрежение в бизнес-структурах, которые считают, что кейс-методы ничего общего не имеют с их структурой работы. К сожалению, методология достаточно молодая, и нужно время, что работодатели смогли оценить по достоинству новое направление в бизнес-процессах.
Источники формирования кейс – методаСуществует 4 категории, откуда формируются источники формирования базы для кейс-методов.