Show more

Правила написания рекомендательного письма

Документом, который предназначен для придания существенного веса наравне с заявлением при приеме на работу будет рекомендательное письмо. Точно также документ предусмотрен и для тех, кто поступает в вуз. В прошлые годы при поступлении в университет, институт, было обязательное требование – наличие рекомендательного письма.

Что такое рекомендательное письмо

Наличие хороших рекомендаций будет огромным плюсом для соискателя вакансии. Многие компании внимательно изучает документ, определяют портрет соискателя, который имеет ряд выгодных преимуществ перед другими кандидатами. Тот кто написал вам рекомендательное письмо, указывает ваши профессиональные и личностные данные, где в новой компании уделяют этому вопросу должное внимание. В целом рекомендательное письмо должно содержать краткое, а иногда подробное описание ваших профессиональных навыков, указываются, какие достижения у вас уже есть, также указываются ваши сильные стороны как человека.

Рекомендательное письмо требуют не все работодатели, но наличие такого документа будет не лишним. Чаще всего такие письма просят составить выпускники вузов. Преподаватель или куратор составляет документ, указывает, какие достижения имеет студент. Это поможет работодателю оценить достоинства бывшего студента при приеме на работу.
Хочешь построить карьеру мечты?
Подпишись и получай подборку лучших вакансий на рынке и полезные материалы от ведущих HR

Для чего может понадобиться рекомендательное письмо

Есть ряд определенных категорий соискателей, которым рекомендательные письма помогут быстрее найти работу.

  1. Студенты. Окончивший вуз студент не имеет рабочей практики, но за время учебы проявил себя в некоторых областях. Куратор может указать, какие успехи есть у студента, а также какие достижения им были достигнуты за время учебы. Необязательно в качестве успеха можно указывать хорошие оценки студента.
  2. Ряд вакансий. По некоторым вакансиям, руководители компаний требуют наличие рекомендательных писем. Чаще всего такими вакансиями являются руководящие должности или ответственный фронт работы, например экономисты, главные бухгалтеры. Если ваш новый работодатель указывает, что нужно иметь рекомендательное письмо, будьте готовы к серьезным вопросам на собеседовании.
  3. Для увеличения шанса выиграть вакантное место. Многие руководители компании указывают при размещении вакансии «Желательно иметь рекомендательное письмо». Если документ составлен грамотно, то шанс победить возрастает в несколько раз, по сравнению с тем, кто предоставил только резюме.
Важное условие, рекомендация не должна содержать «хвалебные оды», иначе есть риск того, что ваш новый работодатель заподозрит вашего бывшего работодателя в неискренности.

5 правил написания рекомендательного письма

Есть 5 основных правил, которые помогут правильно составить рекомендательное письмо. Нарушив хотя бы одно правило, ваша рекомендация станет «филькиной грамотой».

  1. Грамотность. В письме не должно быть ни единой ошибки. Наличие даже незначительной ошибки, в том числе грамматической, дает повод новому работодателю усомниться в вашем профессионализме. Получив от прежнего руководителя компании документ, перечитайте его, проверьте на наличие грамматических ошибок и описок.
  2. Деловой стиль. В документе не должно быть хвалебных од в вашу честь. Строгий и деловой текст письма должен уместиться на формате А4. Можно меньше, но лучше придерживаться этого формата.
  3. Информация должна быть емкой и лаконичной. Нужно указать ваши положительные деловые качества, перечислить сильные стороны, а также при необходимости слабые стороны работы. Перечень успехов должен иметь краткий экскурс, без подробного описания сути.
  4. Нельзя в рекомендательном письме писать негативные факты о вашей трудовой деятельности, которые не подкреплены фактами. Запрещено указывать сведения личного характера. Запрещено указывать недостоверную информацию.
  5. Ваш бывший руководитель может указать пожелания вашему потенциальному работодателю, как он может использовать ваши деловые качества в дальнейшей работе.
Похвала хороша для рекомендательного письма, но описывать хвалебные оды на весь формат А4 будет лишним и ненужным действием. Ваши коллеги могут быть сторонними заинтересованными лицами, которые помогут составить рекомендательные письма.

Советы по структуре рекомендательного письма

Единого шаблона рекомендательного письма не существует. Есть определенная структура, которая используется большинством работодателей.

  1. Название документа и его заголовок. Естественно здесь пишется «Рекомендательное письмо на Иванова Ивана Ивановича».
  2. Текстовая часть. Это самая объемная часть, и желательно его разбить на 3-4 части, не более. В первом части указываем данные работника, с какого времени он работает, его должностные обязанности, перечисляем успешные проекты и решения, эффективность достижений. В конце этой части кратко пишем итог ко всему вышесказанному, в том числе отношение к Иванову Ивану Ивановичу, как к специалисту. Во второй части раскрываем профессиональную сторону Иванова И.И. Указываем его умение работать в команде с коллегами, а также достижения. В третьей части указываем личностные навыки и особенности человека. Нужно указать те личностные характеристики, которые были связаны с его трудовой деятельностью и с общением с коллегами. Кратко подытоживаем мнение о личностных характеристиках. В четвертой части указываем контактные данные работодателя, который составил рекомендательное письмо.
  3. Подпись. Желательно иметь подписи, как руководителя предприятия, так и куратора.
  4. Печать. Сегодня это необязательный атрибут, но лучше всего попросить вашего бывшего работодателя поставить печать, чтобы было доверие к документу.
  5. Дата. Поставьте дату и отдайте документ вашему бывшему сотруднику. Не нужно отдавать рекомендательное письмо спустя месяц, другой, иначе могут возникнуть вопросы у нового работодателя, почему так долго «шло письмо».
Обратите внимание, что существуют также закрытые рекомендательные письма. Иногда этот текст неизвестен потенциальному кандидату. Дело в том, что новый работодатель может запросить закрытый формат рекомендации от бывшего работодателя, где будут перечислены негативные стороны. Как использовать эту информацию будет ваш новый руководитель, будет зависеть от него самого. Важно помнить одну вещь, если есть негативная информация, но при этом новый руководитель собирается или отказывается принимать вас на работу, разглашать персональные данные он не имеет права. На самом деле не все так просто, как кажется, поэтому закрытые рекомендательные письма больше похожи как на «игру с огнем».
Примеры рекомендательных писем

Образец письма бывшему сотруднику

Рекомендательное письмо студенту, который закончил вуз

Рекомендательное письмо для бухгалтера

Рекомендательное письмо для водителя автотранспортной техники

Как видно из примеров, в письмах не должно быть ничего лишнего, негативных фактов также нет или они сведены к минимуму, причем негатив нужно подтвердить документально.
Хочешь построить карьеру мечты?
Подпишись и получай подборку лучших вакансий на рынке, приглашения на карьерные ивенты и полезные материалы от HR