Show more

PSW. Что это такое и как правильное описание бизнес задачи поможет ее исполнению

Решая любую задачу необходимо понять, что в конечном итоге ждут от вас. Если вы заранее не оговорите с заказчиком все нюансы задачи, в том числе какой результат ему нужен, какой KPI, какие есть ограничения и т.д., то вы не сможете построить четкую логистику своих действий, и в итоге наступает разочарование как у вас, так и у вашего потенциального заказчика. Нередко бывает так, что на решение задачи вы потратили несколько десятков часов, а в итоге руководителя не устроил результат, и нужно все делать с нуля. Для того, чтобы минимизировать риски, используют PSW (Problem Statement Worksheet). Это универсальный шаблон, предназначенный для описания конкретной задачи. Чаще всего этот стандарт используется в консалтинге, хотя его можно применять и в других сферах.
Пошерить статью
Структура PSW

В какой-то мере структура PSW чем-то напоминает задачи по SMART. Необходимо брать за основу структурные блоки SMART и внедрять дополнительные 6 блоков, имеющие отношение к PSW.

  1. Context. Рассказываем в Контексте краткую информацию о ситуации и проблеме, которые были поставлены перед вами. Определяем «боли» проблемы. Это необходимо для того, чтобы вы приняли «боль» как элемент глобального мышления для дальнейших действий.
  2. Criteria for success. Делаем ранжировку ценностей для Критерия Успеха. Определяем важность каждого значения и действия. У кого-то важным значением будут финансовые показатели, к числу которых относят показатели продаж, снижение необходимых расходов. У других важным показателем будет нефинансовая сторона, например, количество посетителей в магазине, каков текущий рекламный охват. Необходимо понимать, что подразумевает по Критерием Успеха ваш заказчик, может быть это банальная проблема введения этикета корпоративной культуры на предприятии.
  3. Scope of solution space. Определяем блок Пространственных Решений. Здесь нужно четко иметь представление, где заканчивается граница принятия вашего решения. Можно уточнить у заказчика информацию, какие области исследования не нужно включать в решение проблемы. Например, он хочет видеть анализ продаж не по всей стране, а по отдельно взятому региону.
  4. Constrains within solution space. Этот сегмент очерчивает, где могут быть барьеры для решения проблемы. Ограничение Пространства Решений может затронуть финансовую сторону, законодательные ограничения, инструменты и т.д. Барьеры устанавливает заказчик, или исполнитель сам должен знать, какие ограничения могут возникнуть на его пути при разработке проекта.
  5. Stakeholders. Определяем круг и перечень Заинтересованных Людей, которые повлияют на достижение цели. Можно смело сделать разделение на тех, кто будет помогать продвижению идеи, и тех, кто будет ставить преграды.
  6. Key sources of insight. Рассматриваем Ключевые Источники Информации, на основе которых вы будете решать проблему. Это могут быть книги, научные исследования, нормативные документы. Также к источникам относят ключевых экспертов и идентичные проекты.


Дополнительные сведения

Исполнители делают роковую ошибку, путая 3 и 4 блок PSW. По сути это одно и тоже, но по форме исполнения совершенно разные направления. Нужно четко понимать, что такое пространство с границами, и ограничение пространства. Давайте для примера приведем обычную житейскую ситуацию. Допустим вы как консультант, и ваш клиент хотите найти на дне озера клад. Клиент знает, где находится клад на дне озера и обводит его пунктирными линиями. Вот эта часть озера будет относится к пространству решения (не будете же вы искать по всему озеру клад). Вы предлагаете клиенту взять три лодки, которые начнут искать месторасположение клада. Однако ваш клиент против, он говорит, что в озере есть редкие рыбы, и лодки их распугают. Кроме этого, неожиданное появление трех лодок может заинтересовать зевак, а они нежелательны. Здесь уже вы сталкиваетесь с ограничением пространства решения, то есть, нельзя использовать три моторные лодки, и поэтому вам придется искать обычные плавсредства, которые не будут привлекать внимание зевак.

Для каждого блока решений PSW существует свой алгоритм действий, где исполнитель применяет только те инструменты, которые приносят результат. Не нужно в указанные блоки внедрять те элементы, которые мешают достижению цели. Точно также нужно будет доказать заказчику, что лишние инструменты для PSW будут губительными для достижения поставленной цели. Поставив задачу, нужно понимать желание заказчика, и реальные действия покупателей. Например, крупный банк хочет в течение 1 года увеличить клиентов среди молодежи 18-23% на 5%. Здесь нужно будет разработать эффективные меры, которые будут интересны молодёжи, а не старшему поколению. Поэтому здесь нужно учитывать реальную картину психологического уровня развития будущих клиентов банков в возрасте 18-23 лет.