Show more

Как лучше описывать бизнес задачи SMART & PSW

Описание бизнес-задач преследует одну цель – ваша целевая аудитория должна понять конечную мысль или получить желаемый итог. Если SMART является основной оболочкой для построения задачи, то PSW будет своеобразным локомотивом для достижения цели. Любая задача начинаться с постановки SMART и только после этого прибегают к методологии PSW. Для СМАРТ предусмотрено 4 основных блока решения проблемы, для PSW задействовано 6 блоков. Целью SMART будет перестать мечтать, и стремиться добиваться цели.
Хочешь построить карьеру мечты?
Подпишись и получай подборку лучших вакансий на рынке и полезные материалы от ведущих HR

Как устроен SMART

Аббревиатура SMART имеет четкие значение, но большинство используют полный перевод – «умный, смышлёный, сообразительный». Эти критерии как раз и объясняют суть структуры. Технология имеет универсальность и высокую степень действенности. Впервые этот термин ввел Питер Друкер в 1954 году. В первое время эта технология служила всего лишь для хорошей постановки стратегической цели компании. Сейчас этот формат прошел перезагрузку.

Для постановки задач используется пять важнейших критериев.

  1. Конкретика. Нужно точно и четко обозначить свои цели и действия, которые потребуется выполнить. Например, вы поставили цель – «Раскрутить бренд нового йогурта» и «Раскрутить бренд нового йогурта с охватом потребителей в 10 млн человек» имеют разный смысл и цели. Точная постановка цели как раз будет той самой Конкретикой для SMART.
  2. Измеримость. Любая цель должна иметь какое-то числовое выражение. Нельзя говорить, что «пост охватить ЦА», нужно измерение сделать так – «пост охватит аудиторию в 1 млн человек».
  3. Достижение. Нужно четко понимать, какие инструменты понадобятся для достижения цели. Например, цель написать книгу с нуля или напечатать книгу имеют разную Достижимость.
  4. Актуальность. Нужно понимать, для кого будет актуальной ваша задача. Если вы планируете написать пост для Instagram, но параллельно продублировать информацию в Одноклассниках. В последнем случае ваша информация будет неактуальной, поскольку пользователя Одноклассников будет неинтересной информация Instagram.
  5. Ограничение по времени. Нужно указать точный период, когда вы хотите добиться результат по поставленной задаче. Это может быть сегодня, но нужно указать время, например, через 4 часа. Может это будет 7 дней, 2 месяца, 1 год и т.д. Главное, для цели указываем реальный временной интервал.

Методология PSW

Под PSW принято рассматривать шаблоны для описания бизнес-задачи. Чаще всего такой формат используют в консалтинге. Тем не менее, можно использовать этот формат методологии и в других сферах экономики. Главная суть PSW заключается в том, что она неразрывно связана с SMART. То есть, изначально ставим задачи для SMART, и после этого решаем проблему при помощи PSW.

Если для СМАРТ используют 5 блоков, то для PSW задействовано 6 блоков.

  1. Описываем контекст информации. Нужно создать «боль», которая поможет разобраться какие цели и инструменты необходимо применять для решения проблемы. Без создания «боли», невозможно будет видеть конечную цель.
  2. Определение критериев успеха. На этом этапе строится схема степени важности для решения задачи. В зависимости от конкретной ситуации определяется высокий, средний и уровень. При необходимости происходит перераспределение критериев важности. Например, для решения задачи на первом месте могут быть значимые неэкономические показатели, а финансовые затраты можно переместить на второй план. Иногда эта схема работает в точности наоборот, где финансы играют важное значение, а нефинансовая сторона отходит на второй план.
  3. Определение пространства для решения проблемы. Здесь нужно выявить, где будут заканчиваться границы анализа. Здесь нужно будет получить четкое распоряжение заказчика, какие области для проведения анализа не нужно затрагивать.
  4. Ограничение для пространства решений. Многие путают границы пространства и ограничение пространства. Для указанного случая определяются ограничения имеющие объективный характер – например, какие законы ограничивают действие для цели, какой максимальный бюджет и т.д.
  5. Перечень заинтересованных лиц. Нужно определить весь круг лиц, имеющие отношение к проекту. В этот перечень включают также тех лиц, которые будут мешать развитию проекта, поскольку они тоже считаются заинтересованными лицами, например, какие-нибудь чиновники или представители министерства.
  6. Ключевые информационные источники. Определяемся из каких источников вы будете черпать информацию для достижения цели. Это могут быть книги, научная литература, нормативные документы и т.д.
Помните, что SMART будет первым по значимости шаг для решения проблемы, а PSW будет катализатором решения задачи. В конечном итоге что СМАРТ, что PSW пересекаются друг с другом, и это становится ясно уже в самом рабочем процессе продвижения своего проекта.
Хочешь построить карьеру мечты?
Подпишись и получай подборку лучших вакансий на рынке, приглашения на карьерные ивенты и полезные материалы от HR